В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 , преступные посягательства, связанные с коррупцией, отнесены к основным источникам угроз национальной безопасности.
Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение.
Коррупция в здравоохранении — это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред
интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.
Классификация коррупционных проявлений, совершаемых в здравоохранении, делится на три группы:
- коррупционные проявления, непосредственно связанные с должностной деятельностью медицинских работников;
- коррупционные проявления, связанные с отношениями собственности в здравоохранении;
- коррупционные проявления медицинских работников, непосредственно связанные с медицинской деятельностью.
Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы:
- экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.);
политические (неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.); - социальные (несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.);
- организационные (недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении);
- правовые (наличие в законодательстве коррупционных норм и правовых пробелов); нравственно-духовные (преломление норм морали).
Необходимо провести следующие мероприятия по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении:
- В сфере социально-экономических отношений:
- проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов;
- совершенствование системы оплаты труда медицинских работников;
- информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав.
- В организационной сфере:
- совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение;
- открытость деятельности медицинских учреждений;
- организационный контроль за медицинской деятельностью.
- В сфере политических отношений:
- укрепление государственности;
- усиление демократических начал;
- развитие общественного контроля;
- развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти.
- В духовной сфере общественной жизни:
- внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения;
- развитие идей социальной справедливости;
- повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, выработка ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников.
- В сфере интеллектуальных технологий и научного развития:
- выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении;
- постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;
- В правовой сфере:
- четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции;
- искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права;
- постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов;
- внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения.
Телефоны «горячей линии» по противодействию коррупции:
- Правительство Ростовской области: 8(863) 240-72-36
- Прокуратура Ростовской области: 8(863) 262-47-76
- ГУ МВД России по Ростовской области: 8(863) 249-24-77 (круглосуточно)
- Главный врач ГБУ РО «ГБСМП» в г. Новочеркасске: 8(863) 522-41-82
Приказ о создании антикоррупционной комиссии в ГБУ РО «Городская больница скорой медицинской помощи» в г. Новочеркасске
План мероприятий по противодействию коррупции в государственном бюджетном учреждении Ростовской области «Городская больница скорой медицинской помощи» в г. Новочеркасске на 2023 год
Федеральный закон №172-ФЗ от 17.07.2009 (Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов)
Федеральный закон РФ о противодействии коррупции
Закон Ростовской области №218-ЗС от 12 мая 2009 года (О противодействии коррупции в Ростовской области(с изменениями на 4 мая 2018 года)
Положение о комиссии по противодействию коррупции в МБУЗ ГБСМП на 2021 год
План мероприятий по противодействию коррупции в МБУЗ ГБСМП на 2021 год
Противодействаие коррупции
Противодействие коррупции
Методические материалы:
1. Административная ответственность юридических лиц за совершение правонарушений коррупционной направленности
2. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОРРУПЦИИ?
3. Мы против коррупции в здравоохранении!
4. Конкурс «ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ 2021»
Кодекс этики сотрудника ГБУ РО ГБСМП в г. Новочеркасске
Отчет 2021 год
План противод_коррупции 2023-2024
План противодействия коррупции ГБУ РО ГБСМП в г. Новочеркасске на 2023-2024 годы
Порядок информирования работниками о возникновении конфликта интересов
Порядок информирования работниками о клонении к совершению коррупционных правонарушений